ИГОРЬ МОРОЗОВ В ПОИСКАХ РАВНОВЕСИЯ.
Работы Игоря Морозова последних лет, бесспорно, тяготеют к повышенной метафоричности, стремлению к сюрреалистичности, когда за, казалось бы, странными, нелогичными в соседстве предметами проступает заложенная идея, некий символ, который может быть каждым разгадан по-своему. Традиция сюрреализма в фотографии имеет теперь уже почти вековую историю, описаны и изучены ее разнообразные техники: конечно же, это, чаще всего, постановочные фото, в которых автор использует технику наложения в одном кадре разных пластов изображения. Не берусь судить о тонкостях техники Игоря Морозова – мне интереснее мировоззрение, мировосприятие человека, который пытается экспериментировать со способами отражения реальности: что он берет из обычной вещной жизни, а что добавляет к этим картинкам из своего бессознательного, из мира сновидений, фантазий? Очень интересны автопортреты художника, явно влюбленного и в Сальвадора Дали, и Ренэ Магртитта. Один из таких автопортретов создан в интерьере старинной этажерки – данная, знаю точно, украшала в XIX веке гостиную одного коломенского врача – так вот из выдвижного ящика этой этажерочки на нас глядит пристально сам Игорь Морозов. Его автопортрет вполне можно назвать портретом части наших современников, портретом нашего поколения – людей, которых легко можно задвинуть назад, ведь легким движением чьей-то руки мы можем вновь оказаться внутри – безгласные, бессильные. Еще одно фото-авто-изображение вообще лишено лица: то есть присутствует личность человека, но весь антураж вокруг только подчеркивает отсутствие его индивидуальных черт их заменила пустота!
Один из приемов мирового искусства – остранение, смысл которого заключен в том, что, доводя до странности, по сути, до абсурда, что-то, к чему люди привыкли, автор (поэт ли, художник!) наглядно демонстрирует ненормальность этого привычного, обыденного. В фотоработах Игоря Морозова можно тоже увидеть присутствие остранения, которое позволяет увидеть привычное в странном виде. В теперь уже знаменитой «Нечайной церемонии» изображен своеобразный крах индивидуализма, вылившийся в трагедию человеческого сознания: разделенными, разрезанными на части оказываются не только яичница, лимон, хлеб, но и предметы, на которые они положены: тарелка, доска.
В цикле «Кунцкамера» из работы в работу переходят атрибуты нашей современной действительности: в отличие от экспонатов Петровской кунцкамеры, диковинные существа находятся не внутри сосуда, а за ним, однако эффект искажения их реального изображения налицо: может быть, дело в самом типе сосуда (бутыль для вина или самогона) – безучастные серебристые воблы плывут в космическом пространстве над чередой безобразных физиономий, застывших перед священными для них сосудами.
В последнее время Игорь Морозов создал целую серию художественных портретов. Их отличительной особенностью, бесспорно, является концептуальность. Герои фоторабот Морозова часто предстают в обстановке, через которую раскрываются их интересы, духовные запросы. Заметно, что художник детально прорабатывает композицию фотопортрета, находит для каждого индивидуальное колористическое, световое решение творческой задачи. И если работы великого Вермеера сравнивают с раскрашенными фотографиями, то многие фотопортреты Морозова как бы копируют манеру классической живописи в изображении тонких тональных переходов заднего плана.
Интерес к искусству и жизни вокруг, склонность к поиску новых путей изображения (преображения?!) действительности, включая образы современников, соединение живой и неживой природы как двух органичных частей материи – все это сделало творчество Игоря Морозова заметным явлением, не только в рамках одного города. Участие в различных творческих конкурсах в России и за рубежом было отмечено наградами, среди которых золотые медали фотопремии «Берега», Всемирной премии в области фотографии World Photography Awards 2021 (Napa), лауреатство в ежегодной международной фотопремии 35 AWARDS, биеннале «Современной Российской фотографии» Государственный Русский музей г. Санкт-Петербург и т.д. Работы Игоря Морозова находятся в собраниях государственного Русского музея (сектор современной фотографии г. Санкт-Петербург), музея-заповедника «Коломенский Кремль» (г. Коломна), частные собраниях России, Германии, Франции, США, Японии.
Новой гранью реализации творчества Игоря Морозова стала преподавательская деятельность: уроки современного фотодизайна, работа над сюжетом и композицией фотоснимка - всем этим он щедро делится со своими московскими студентами. Талант, он ведь как вода в колодце: чем больше ее черпают, тем полнее колодец.
Думаю, выставка фоторабот Игоря Морозова «В поисках равновесия», даст зрителям пищу для души и ума, высветит по-иному окружающий нас мир, откроет красоту в обыденном, покажет, как странно иногда реальность может сочетаться с абсурдом и фантастикой.
Текст: Татьяна Кондратова, кандидат фил. наук,
член Союза писателей России.
фото, Андрей Ткачёв
Благодарю всех друзей, коллег и всех людей, неравнодушных в искусству фотографии, которые пришли на мою выставку и поддержали меня!